Трис: «понемногу обо всём»

Эта статья открывает цикл интервью с более или менее заметными людьми как в российском, так и международном БДСМ-сообществе.

Первым человеком, до которого добралось моё неуёмное любопытство, была Трис — одна из самых известных фигур российского БДСМ, предпочитающая, однако, находиться в тени и в стороне от громких событий.
В общем, дело кончилось тем, что я попросту сунулся к ней в ICQ и предложил поотвечать на самые разные вопросы. К моему удивлению, она согласилась.

Alek Zander: Думаю, ты не удивишься, если я скажу, что ты фактически являешься символом русского БДСМ-сообщества. Вряд ли найдётся человек, который бы не знал о Трис и не прислушивался к её мнению. Когда ты пришла в БДСМ? Как всё начиналось?
Трис: Это ты удивишься, но меня не знает огромное количество народа. 2-3 сайта — еще не весь русскоязычный БДСМ. И среди тех, кто знает — далеко не все прислушиваются. Даже большая часть. Пришла В 86 году. Тогда не было этого понятия, оно появилось несколько позже.

AZ: А ты помнишь как оно появилось? И что было до того?
Т: Сама аббревиатура появилась… мгм… лет 15-18 назад, насколько мне известно. Чистый американизм. Участники Сцены объединили понятия садомазохизм и подчинение в одно. Я об этом узнала существенно позже, разумеется, с появлением интернета в России, наверное. Или меня в интернете. 🙂 До этого мы мало пользовались терминами вообще. Мне, собственно, негде было ими пользоваться. Для каких-то разговоров вполне хватало словаря девиаций.

AZ: Да, я как раз имел в виду появление аббревиатуры в России и начало возникновения субкультуры. Ты говоришь, что вы мало пользовались терминами. Кто такие эти «мы»? Сколько вас было, в каких условиях вы тогда существовали? Как находили друг друга?
Т: Что именно ты называешь субкультурой в данном случае? Мы видим и знаем тех людей, кто пользуется несколькими сайтами, не более того. Были закрытые клубы и до интернета, но назвать это субкультурой, то есть чем-то общим, я не рискну. Субкультура любителей подводной рыбалки? Нет же, просто клуб. Или историю БДСМ в рунете рассказать?
Мы — я и люди вокруг меня. Не обязательно «тематические», как мы сейчас говорим. Просто при общении возникает потребность передачи информации. С терминами это проще. Существовали вполне себе неплохо, кстати. Я недолго общалась с предыдущим поколением, скажем так, но жалоб на какие-то проблемы никогда не слышала, да и сама как-то проблем не замечала. Находили как-то… как люди знакомятся? Да кто как.

AZ: Ну, понятно, конечно, что не совсем были дикие времена. и что с пальм люди слезли гораздо раньше. И что если человек чего захочет, то он своего добьётся даже в условиях информационного вакуума. Но всё же без каких-то общих мест вроде «БДСМ», или «SSC» понимать друг друга и широко взаимодействовать, мне кажется, было бы куда сложнее. Как, по-твоему, что-нибудь изменилось за прошедшее время?
Т: Как раз проще. У человека есть какое-то желание. Он его формулирует простым русским языком. И сам понимает лучше и другому доносит точнее. Сейчас чаще прячутся за термин. Ах, хочу рабыню. Зачем? Почему? Как именно? Какую? Начнешь копать — таки не рабыню вовсе, а в лучшем случае мазу, а то и вообще минет в наручниках.
Ни разу не видела тогда «заигравшихся в выбор»… Люди находили друг друга все-таки с трудом… И дорожили найденным. А сегодня одну посмотрю, завтра другую… посижу-подумаю, почешу в затылке… не, еще поищу — такого не было.
Слушай, да много чего не было… Свичей впервые увидела уже на сайтах.

AZ: Ты полагаешь, что устоявшаяся терминология облегчает вхождение в тему неподготовленным людям? И в результате информационная поддержка обращается во вред?
Т: Нет. Терминология ничего и никому не облегчает. Наличие законов не гарантирует их соблюдения. Все равно почти все, по крайней мере сначала, топчутся между двумя терминами — раб/господин. Ну еще иногда вспоминают про садистов/мазохистов. Тема просто стала доступнее к нахождению. И известнее как понятие. Что увеличило приток вообще, а не каких-то конкретных групп.

AZ: Но ведь наличие законов нужно ещё и донести до тех, кто с ними не знаком, но подпадает под их действие. Я имею в виду бытовых садистов по незнанию. Как ты полагаешь, нужно ли популяризировать БДСМ?
Т: Упаси бог.

AZ: А как быть с тем, что садист, дошедший до всего исключительно своим умом, с большой вероятностью кого-нибудь покалечит в процессе самообразования?
Т: Это миф, Саш. Человек умный, или хотя бы думающий — не поленится посмотреть учебник анатомии, вспомнить школьный курс физики, подумать хоть немного… А уже потом делать. А кто не думает и не читает — тому и насильно не вложить.

AZ: Учебник анатомии тоже кто-то когда-то писал с нуля. И, зачастую, с живых пока ещё людей.
Если я правильно понял, ты полагаешь, что некоторые области опыта, знаний, суммировать не стоит принципиально. Скажи, пожалуйста, информационный сайт «Архивы Трис» прекратил самостоятельное существование из-за этого?
Т: Нет. Не надо путать популяризацию с информированием. Популяризация в основе своей суть упрощение и привлечение. Вот этого не надо. А информация — как есть — должна быть доступна тому, кто ее ищет. Не валяться на каждом углу, а лежать в соответствующем месте со всеми необходимыми оговорками и предупреждениями. А архивы не умерли, они объединились с bondage.ru. практически 100%

AZ: А как вообще начались архивы?
Т: Мишка докопалась выложи да выложи.

AZ: То есть, сперва это были архивы для личного пользования?
Т: Ну были планы и наметки еще для русбондажа. Потом для бдсм.ру. Но они не вписались в формат. Остались материалы, какие-то статьи, архив рисунков, которому уже бог знает сколько лет.

AZ: А откуда они вообще взялись? Что побудило собирать материалы?
Т: Э-э… разводит руками Ну, я вообще живу этим, да… Смотрю, читаю, на сайты хожу. Что-то складируется на компе.

AZ: А почему перестали появляться новые материалы от Трис?
Т: Ну, отчасти лень. Отчасти я слишком зануда. Попытка написать маленькую заметку о воске вылилась в план книги почти на 80 листов. А те же «поговорим о…» начинались как небольшое определение ЛС в словарь. К тому же… я просто не вижу, кому это надо. Один-два интересующихся спокойно находят меня в чатах, аське, в почте… и задают вопросы. А положить в открытый доступ – значит потратить уйму сил на обеспечение недвусмысленности сказанного. Как минимум. А за этими «приседаниями в угоду политкорректности» и сути не найти.

AZ: Да, я тоже подумал об этом тексте. Жаль, что он не закончен и продолжение следует уже третий год. Как ты думаешь, баталии вокруг ЛС, возникающие с завидным постоянством, когда-нибудь закончатся? Может быть, если закончить этот текст, он, наконец, расставит точки над и?
Т: Нет. Баталии не из-за текста же.

AZ: А из-за чего?
Т: Ну причин можно наковырять массу. Определенный наш «снобизм» тоже сыграл свою роль. Мы все-таки достаточно замкнутая группа и не распространяемся о том, что и как внутри. Неизвестное притягивает. К тому же, люди всегда тяготели к «причастности», а ЛС — по сути единственная именно клубная форма, остальное все-таки парные. А дальше можно уже говорить и о личных симпатиях и антипатиях конкретных людей к конкретным людям, и о легендах и о чем угодно. О тех же неточностях в использовании терминов, например. Далеко не все «баталии» вообще идут о ЛС, хотя это слово там через предложение.

AZ: Клубная форма подразумевает наличие Клуба и, как минимум, нескольких пар, состоящих в этом Клубе. Это значит, что в России существуют ЛС-клубы, или что в России не существует ЛС-ников?
Т: Условно клубная. Предъявляющая определенные требования к личности, а не только к наличию интересов.

AZ: Ой-ой. Уже не очень понятно стало. Можешь вот то же самое, но как для пятилетнего дебила?
Т: Верхний в ДС – личность с определенными качествами. Без них он просто не удержится. К сеансовым формам таких требований меньше. Кстати, это забавный парадокс. Очень часто упреки в адрес верхних по сути являются упреком «а ты не Дом», хотя обсуждаются чистые садисты или даже свичи. Люди ищут верхнего на сеанс, а требований предъявляют словно всего себя с потрохами до могилы отдают. Ну, а в европейском понимании, в России действительно только намеки. Нет ни Школ, ни собственно Клубов. Верхний воспитывает нижнего в одиночку и с поправкой на отсутствие других таких же. И любое вылезание пары за границы своей территории (суть — квартиры) — это другой стиль общения, как минимум.

AZ: А чем тогда это отличается от парных отношений, которые ты упомянула выше? И как всё таки быть с тем, что довольно большое количество людей у нас заявляет, что состоит в ЛС-отношениях? Они заблуждаются? Или можно говорить о специфическом русском ЛС?
Т: Раба воспитывает весь Клуб. Каждый час, каждую встречу. ВСЕ создают вокруг и атмосферу, и стиль поведения, помогающий оставаться в определенном состоянии. Заявлять можно что угодно. Некоторые правы, некоторые используют термин неверно. Не думаю, что это чисто русская особенность. На западе тоже есть пары, живущие вне клубных сфер.

AZ: Как ты полагаешь, нужны ли в России Школы? Что нужно для их возникновения? Почему они не возникли до сих пор?
Т: Не думаю, что это здесь приживется. У нас, как и в Америке, есть национальный комплекс демократии. У них был расизм, у нас советы. Не думаю… В полном смысле ДС — все-таки аристократия. Слишком много ритуалов, традиций, условий и условностей… В нашем социуме это не свойственно. Может, лет через много, когда появится достаточно людей, у которых будут традиции, достойные к повторению.

AZ: «Аристократия» — это фигурально, или в прямом смысле западные ДС-ники — выходцы из верхних, правящих слоёв?
Т: Фигурально, конечно. Группа людей, прошедших определенные условия отбора, обучение, воспитание и имеющая традиции. Как еще это назвать?

AZ: Ещё это можно назвать армией.
А тебе доводилось наблюдать Клубы и Школы своими глазами?
Т: Армией вряд ли. Другой принцип отбора. Хотя, может быть, контрактной армией… Там все-таки существует добровольность. А видеть своими глазами — по сути нет. Те, кого я знала как Школу, уже распадались, когда я пришла. Обрывки, случаи… В полном смысле я не видела. Только фрагменты.

AZ: Ты была в Школе в качестве гостя, или училась?
Т: Не в Школе. Меня учил один человек. И нескольких я видела. Это не полноценное обучение

AZ: А что такое полноценное обучение?
Т: [i]разводит руками[/i] Ну ты же понимаешь разницу между факультативно прослушанным курсом лекций и обучением.

AZ: В общем, представляю. Но что входит в полноценный курс обучения? Какие дисциплины? И какие курсы прослушала ты?
Т: Она торопилась и сливала в меня информацию чуть ли не бессистемно. Анатомию с физиологией я и так знала, в силу образования. Ну кое-что добавилось специфическое. Психология, сексология. Немного физики. Техники, Этика, Этикет, Протокол. Все кучей. Когда воспитываешь ребенка — не всегда можно четко сказать, чему именно ты его учишь. Всему. Полный курс почти на треть состоит из подготовки самого Верхнего. Создание рефлекторной базы, отработка ситуаций. Это нельзя разбить по дисциплинам. Техник опять же больше и полнее. У меня знания все-таки энциклопедические: понемногу обо всем.

AZ: Чертовски интересно. Это ведь сколько людей должно бережно собирать опыт, чтобы создать полноценную Школу.
Т: Не меньше восьми. Психолог, врач, юрист, наставник и четыре тренера по основным профилям.

AZ: Скажи, пожалуйста, на западе эти Школы находятся на самообеспечении, или их содержат Клубы на общественных началах?
Т: В основном, на взносах. Некоторые имеют мастерские, но скорее для проформы, они ничего не окупают. Обучение дорогое, тоже статья дохода. Ну и раб. Обученный раб имеет свою рыночную стоимость, разумеется. Он собственность Клуба, пока не передан в личное пользование кого-то.

AZ: Интересно, платят ли Школы налоги с доходов от проданных рабов? И по какому виду деятельности регистрируются в налоговых органах? В сфере услуг?
Т: Я не специалист в международном праве и не знаю какие приняты нормы существования общественных организаций на западе.

AZ: А как ты вообще относишься к сочетанию коммерции и БДСМ? БДСМ-коммерция — не попытка ли заработка на людских слабостях?
Т: А как относиться к платной медицине? Не попытка ли заработать на болезнях?

AZ: Поставлю вопрос по другому: что отличает честную, порядочную коммерцию от проституции?
Т: Надо просто четко понимать разницу между наживой и окупаемостью. Если человек делает предмет — он в праве его продать. За ту цену, за которую сможет. И Тема здесь ни при чем. Если на тебе трусы — кто-то тебе их продал. Надо понимать, что именно продается. Предмет — да, не вопрос. Услуга? Информация? Опять же, есть ли у тебя выбор, купить это или то. Монополия создает свои проблемы. Еще немаловажный фактор – стал бы ты это делать. Если бы тебе за это не платили. Ну и как ты сам к этому относишься — тоже важно. Зачем ты это делаешь.

AZ: Вот, кстати. Что продавал ФетишШоп? товары? услуги по их импорту?
Т: Товар.

AZ: А как родился ФетишШоп? Какое участие ты в нём принимала?
Т: Я не хочу об этом.

AZ: А о причинах твоего выхода из проекта?
Т: Тоже нет. И если у тебя еще есть вопросы, касающиеся третьих лиц — сразу вычеркивай.

AZ: Хм. Я, надо сказать, никаких третьих лиц в виду не имел.
А сейчас ты чем занимаешься? Я слышал, что ты запустила какое-то самостоятельное дело.
Т: Ты не имел, но любой ответ их бы коснулся. Сейчас отдыхаю по сути, хотя работа всегда находится. Самостоятельные проекты — это не по мне. Я не коммерсант. Я вообще люблю спокойную минимально ответственную работу в безлюдном углу. Если бы эникейщикам платили побольше — идеальная для меня работа.

AZ: О. Прекрасно тебя понимаю. Если бы эникейщику-фрилансеру не приходилось периодически душить клиентов…
Впрочем, насчёт самостоятельных проектов ты не лукавишь ли? Ведь ты организуешь БДСМ-встречи и они пользуются успехом.
Т: Мне казалось, ты имел в виду работу. Т.е. нечто, приносящее доход.

AZ: Ой-вэй, и эти слёзы они таки называют доходом. Моим врагам, чтоб они так были здоровы…
Если бы организация чего бы то ни было была синекурой, ежегодных балов развелось бы по три штуки на месяц. Скажи, на решении организовывать регулярные встречи как-то сказался опыт организации прошлогоднего весеннего бала?
Т: Нет. Мои встречи начались за полгода до бала.
Меньше… За четыре месяца.

AZ: По опыту организаций вечеринок у тебя есть какие-нибудь рекомендации для тех, кто хотел бы что-нибудь подобное сорганизовать, но не знает с чего начать?
Т: Начать? С четкого определения, кому это надо и что именно ты с этого хочешь получить для себя.

AZ: А как ты определила кому нужны твои встречи? Кстати, как они обычно проходят? Люди чинно сидят, взявшись за руки, и ведут светские беседы о погоде, или сразу расстилают кого-нибудь на столе и приступают к порке?
Т: Как определила… Я сформулировала, чего хочу я. А потом сказала — вот это будет так. Вам оно надо? Велкам. Вам надо что-то другое? Этого здесь нет, не тратьте время.

AZ: И чего ты хотела? Разнузданных оргий? Ритуальных танцев? Вегетарианских попоек?
Т: О боги… Нет, конечно.
Не хотелось бы заниматься рекламой. Не из моральных соображений, просто не очень хочется лишних людей. Тех, кому это не надо. Скажем так — ничего Тематического у меня не происходит. Раньше было вообще запрещено, но в последнее время, когда «новеньких» стало только 2-3 на встречу, я разрешила «слегка побузить». Благо исчез страх, что наворотят что-то непристойное или опасное, а многие говорят, что хочется что-то поделать руками. Но по-прежнему строгий запрет на любые эротические действия и раздевания. А в остальном – обычное общение человеков, которые нашли между собой что-то интересное и им приятно иногда посидеть и поболтать.

AZ: Тебе кто-нибудь помогает в организации, или ты всё это тащишь сама?
Т: Никто. Уже все отработано, так что сложностей там немного. И само заведение мне очень помогает… нет, не так… не создает дополнительных проблем :-). Я хочу, чтобы общение было на человеческом уровне, понимаешь? А не на уровне пристрастий. Что-то же в нас есть интересного, кроме как в какой позе мы трахаемся.
Я вообще хотела бы встречи по другим критериям. Из тусовочного народа, но не по Теме. Как объяснить… Ну, вот у нас очень много народу поет-играет. Ну почему не посидеть а-ля на кухне с гитарой? В этом плане хоть и анекдотично воспринимается, но по сути были хорошие идеи и с пинболом и с сауной. Если не зацикливаться на идее-фикс именно тематических встреч – то много чего можно придумать, если это кому-то интересно.
У меня, кстати, уже есть первая ласточка. 🙂 В смысле, ребята познакомились на встрече, а не в чате. Имена не скажу, не спрашивала разрешения, но тьфу-тьфу… Уже ребенка ждут. Вот этого я хочу. Чтобы знакомились ЛЮДИ, а не садист с мазохистом. Это же вторично. В сети все ищут совпадение профиля. Ты кто? Садист? Нет, не подходишь, следующий. А сам человек остался незамеченным.

AZ: Ну, вообще-то, собираясь воедино по признаку БДСМ, я бы не стал ожидать конкурса ванильных талантов. Хотя, возможно, кто-то из наших замечательно танцует матросский танец, например.
Т: Избави бог меня от конкурсов. Атмосфера детского утренника приводит меня в бешенство. Я просто хочу, чтобы люди показывались как люди. Со своими увлечениями вне Темы. Характер чтобы видно было. Не студенческий капустник, а просто… ну возникло настроение — ну спой.

AZ: Между прочим, о матросских танцах… Как ты считаешь, существует ли специфическое БДСМ-искусство?
Т: Специфическое — да. Безусловно. И не только в сюжетах. Скорее в восприятии. Самое Тематическое фото вообще сделал Валвик — кресло у окна. Никакого сюжета. Но, блин… Я к нему тогда прилетела чуть не с криками — ЧТО ТЫ СНЯЛ?! Это же Тема! А он мне так спокойно — ну да, она. Вы же увидели.

AZ: Да, пожалуй. Гламурная девочка в ошейнике — это ещё не БДСМ. Но я бы очень хотел посмотреть на то кресло…
Т: Боюсь, мне пришлось бы найти Валвика и спрашивать разрешение на публикацию. 🙂
AZ: … а насчёт характеров меня давно интересует вот что: ты администрируешь несколько тематических чатов. А чат — такая анархистская вольница, что мама не горюй. По твоим наблюдениям есть какие-то характерные особенности у посетителей таких чатов? Можно их как-то классифицировать?
Т: Два. Два чата модерирую. И чат есть ровно то, что сделали его владельцы. Сказали «у нас анархия» — будет анархия.

AZ: Ну, пусть не анархия. Пусть сплошной тоталитаризм. Но всё равно людей много и вполне можно делать статистические какие-то обобщения. И, кстати, как тебя занесло в администраторы? Не в том смысле, кто и зачем позвал, а в том — зачем тебе это надо?
Т: Обобщений каких-то специальных Тематических нет. В любом чате, форуме, просто тусовке, создается определенный «костяк». И стиль задает он. Остальные либо вписались — либо не вписались. Если правил вообще нет – то, что называется, кто раньше встал — того и тапки. Как на mail.ru. А если правила есть, то они фильтруют первоначальный костяк до уровня «не нарушаем, починяем примусы» и всё на этом.
А «зачем» — вопрос такой… мгм… В одном месте банально попросили. В другом, что называется, «на, вот тебе флажок — нажмёшь, когда станет совсем невмоготу «.

AZ: И часто становится невмоготу?
Т: 2-3 раза в день.

AZ: То есть, невменяемых совсем не так много, как может показаться на первый взгляд?
Т: Ну, понятие невменяемости — очень туманное. По мне, так половину можно отстреливать с порога, и еще четверть после первой фразы. Но мое мнение еще не критерий. Есть правила, они определяют все. Однозначно на вылет везде идут несосвершеннолетние и педофилы. Просто сразу, по подозрению. Тут мы со всеми владельцами сошлись во взглядах. На остальные случаи уже надо смотреть плотнее.

AZ: Несовершеннолетние? Ёлки-палки, а им-то чего в этих чатах?
Т: Любопытство, наверно.

AZ: И часто заходят?
Т: Ну, может и были дни без… Но сходу не помню

AZ: А твои дети не проявляют ещё любопытства?
Т: Нет

AZ: Как полагаешь, проявят? Твой многолетний БДСМ-опыт как-нибудь на них сказывается?
Т: Кто ж его знает, как сложится… Дочь уже вряд ли. Большая. Парни — пока не знаю.

AZ: А как у тебя складывается с нижними? Сколько у тебя их было?
Т: Нижних вообще или под ошейником?
AZ: Под ошейником.
Т: Четыре мужчины и женщина.

AZ: А из-за чего расставались? Ты как-то контактируешь со своими бывшими нижними?
Т: Один раз, наверное, по глупости. Остальные – время показало, что не совпадаем. Кроме одного контактирую со всеми.
Вру. Кроме двух.

AZ: И что с ними сейчас? Ты их передавала из рук в руки, или помогала в поиске новых Верхних? Или они вообще ушли из темы?
Т: Никто не ушел. Остальное — извини.

AZ: Как ты полагаешь, отчего многие стесняются своего нижнего статуса? Даже, скорее, не статуса а своего стремления к нему?
Т: Очень многие. Гораздо больше, чем сами думают.
AZ: А отчего?
Т: Разрыв воспитания и личных качеств. Социум с пеленок воспитывает «будь сильным, мужчины не плачут, дай сдачи, всего добейся, прорвись, залезь, покори и достигни». А склонности к этому далеко не у всех.

AZ: Склонности — склонностями, но что Верхняя может дать взамен покорения и достижения? Только возможность быть собой, или что-то ещё?
Т: 🙂 Это старый спор, что человеку важнее, знание или интуиция. Нижние мудрее, как правило. Верхний живет головой, а нижний эмоциями. И то и другое — значимо. Но развить одновременно в одном человеке — очень сложно, что-то всегда преобладает. Хотя бы как способ, которым чаще пользуешься. У Асприна Ааз сказал — я понял, почему людей не учат магии и оружию одновременно. В критической ситуации вы не знаете, за что хвататься и вас просто поубивают. Не помню точно. Это верно, в общем. 🙂 Все это условно, конечно, но Верхний «покоряет» какие-то внешние ценности… работа, карьера, ну я не знаю… А нижний — внутренние. Чувственность, интуицию, эмоциональность.
Слушай, все это если мы говорим о Домах и сабах, разумеется. Вне ДС может быть что угодно.

AZ: Напоминает традиционные гендерные стереотипы. Мужской и женский. Один — знание и рассудочность, другой — эмоции и интуиция.
Ну, и раз уж зашла речь о знании, то напоследок: как ты думаешь, есть ли в БДСМ области, в которые лучше не заходить? Есть ли такое, чего лучше не знать? Или знание, всё-таки, сила?
Т: Ну, в общем, да. Дом — все-таки мужской психотип.
Знать можно что угодно. Но и заходить иногда не следует. 🙂

AZ: А куда? Хотя бы приблизительно? От чего бы ты предостерегла?
Т: Ну, от любого экстрима, хотя бы. Половина из тех, кто к нему рвется, вполне прекрасно жила бы и на менее сильных воздействиях.

AZ: Но как знать, если не попробовать? А тематический народ склонен к экспериментам. Хорошо, когда кто-то уже проэкспериментировал до тебя.
Спасибо за ответы. А вернувшись к началу интервью, скажу, что, может быть, большинство тематического люда тебя и не знает (что спорно, но кто считал?). Но твои энциклопедические знания, пусть и опосредованно, оказывают влияние на очень и очень обширную аудиторию.
Спасибо.
Т: Разве ты полезешь в реку, если тебе скажут, что там омут? Поверишь на слово. Ну, и тут то же самое.
Я считала. 🙂
На здоровье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *