Если спросить первого встречного что такое Домострой, то в ответ вы, скорее всего, услышите: «Вроде бы, книга такая.» А еще? «Жена да убоится мужа своего». И все? Как ни странно — все.
А почему жене надлежит бояться мужа?
И какая жена должна мужа бояться?
И нужно ли бояться отца детям?
Чем можно и чем нельзя учить чадо свое? Обухом можно? А оглоблей? А плетью? А железом?
А нерадивую жену вожжами?
И что такое нерадивая жена?
А есть ли на тебе вина, если дочерь твоя девство не сохранила?
А как родителей почитать надлежит?
А по каким дням следует пороть прислугу?
А по каким дням надлежит приглашать святых иноков? И для чего?
А можно ли жене пити, и, если можно, то что?
А стоит ли судачить с соседками? И, если стоит, то о чем?
А, между прочим, как надлежит хранить арбузы?
А наливные яблоки?
А как держать себя в чистоте телесной и духовной?
Удивительно, но в России XVI века был создан Гражданский Кодекс, дошедший до наших дней не только книгой, но и народной памятью. Четыреста лет — большой срок. За это время «Книга глаголемая Домострой» пережила и никоновы новины, и петровские, и раскрепощение, и эмансипацию, и несколько революций.
Что же такого написано в этой книге, что до сих пор встречаются люди, стремящиеся жить «по Домострою»?
И по Домострою ли они живут?
Судите сами:
Домострой. Сильвестровская редакция
Домострой/ Сост. В.В.Колесова. — М.: Сов.Россия, 1990.-304с.