После статьи «Как-гейша» я за пару дней получил внушительное количество сообщений той или иной степени разгневанности или обиженности. От женщин.
Милые женщины, я прекрасно понимаю вашу обиду за девушек, которые всего лишь стараются быть красивыми. Поверьте, мне не менее за них обидно и я тоже хочу, чтобы девушки были красивы. Я вообще люблю женщин. И люблю красивых женщин.
Предыдущая статья была о том, как не надо делать. Но где же в ней конструктивное зерно? Верно, его там нету. Конструктивно было бы написать о том, как надо. Ну, вот я об этом сейчас и пишу.
Давайте определимся: а чего же мы хотим, одеваясь в как-гейшу? Ну, то есть, хотите-то вы — я женского не ношу — но вот это вот «мы» удобный стилистический приём, так что я им попользуюсь, ладно?
Итак, чего же мы хотим?
Вероятно, хотим в первую очередь экзотики. Нам ведь известен тысяча и один способ быть красивыми, пользуясь тем, что продаётся в соседних лавках. Без никаких кимоно, гэта и прочей японщины. Но мы не воспользовались ни одним из них, мы надели кимоно, набелили лицо и всё такое.
Помимо этого, нам нужна не всякая экзотика: мы ведь не нарядились в царицу папуасов, верно? Или в гавайскую танцовщицу. Мы пытаемся нарядиться в японку.
И — главное: мы не хотим выглядеть смешно, или нелепо. Мы не хотим гордо носить лапти с костюмом-тройкой. А это значит, что нам не надо наряжаться гейшей. Почему? Да потому, что даже не каждая японка, родившаяся и прожившая всю жизнь на островах, решится на такой шаг. Нужно знать и уметь слишком многое для того, чтобы хотя бы просто подражать этим женщинам. Иначе крайне легко потерять лицо.
Мы хотим быть как японки? Значит, необходимо в первую очередь принять это главное и основное условие: потерять лицо — недопустимо. А значит, даже если мы просто играем в япониану, играть нужно всерьёз.
Резюме: нам нужен женский образ, однозначно отсылающий к Японии, образ должен быть узнаваем и правдоподобен без нелепостей и мы должны быть в состоянии его создать без уймы специальной литературы — мы же не реконструкторы, а просто идём на вечеринку.
В массовой культуре существует два однозначно японских женских образа. Настолько же однозначных, насколько перья на голове отсылают нас к индейцам, а высокая шапка-огнетушитель к европейскому средневековью.
Есть ещё и третий, но мы решили, что он чересчур для нас сложен.
А первые два образа — школьница-в-матроске и женщина-в-кимоно.
Школьница-в-матроске
Образ очень прост для создания, если соблюдать нехитрые правила конструирования японской школьной формы. Традиционная школьная форма включает в себя плиссированную юбку, белую блузку с галстуком, тёмный пиджак, гольфы и обувь без каблука. Это — основа.
Но главное — в деталях. Японская школьная форма отнюдь не так игрива, как можно было бы подумать, опираясь на образы массовой культуры. Юбка — ниже колена, пиджачок закрыт, знаменитая матроска скорее скрывает грудь, чем раскрывает. Если играть всерьёз, то костюм не очень-то подходит для вечеринки, или куда мы там собираемся.
К счастью, сами японцы без устали обыгрывают вариации на тему разнузданных школьниц, а потому вполне можно использовать вот что:
1. Плиссированая юбка выше колена. Насколько выше — зависит от допустимой для вас степени игривости.
2. Пиджак не обязателен, достаточно лишь белой блузки.
3. Галстук-матроска прекрасно заменяется галстуком-бантом. Бант — однотонный, не чёрный и не белый. Это допустимо рамками образа.
4. Форменные гольфы. Либо чёрные, либо белые, либо тёмно-синие. Но для игрового образа допустимы и другие цвета, лишь бы однотонные и не кричащие. И это даже не обязательно должны быть гольфы — можно использовать и гетры. Для традиционности образа гольфы приспускаются до середины голени. Между прочим, реальные японские школьницы, подклеивают свои гольфы в таком состоянии к ноге. чтобы держались как надо и не сползали.
5. Обувь без каблука. Может быть любая, тут уж что подскажет вам ваша фантазия в рамках «девочковой» одежды.
6. Простая причёска. Допустимы и распущеные волосы, и волосы, собраные заколками. Главное, чтобы причёска не была сложной — для форменной одежды это неподобающая вольность.
7. Важная деталь: трусики. Она была бы не так уж важна, если бы вы собирались ходить в такой форме в школу. Но у вас другая цель — создание образа школьницы-в-матроске. А в этот образ неотъемлемо входят панцушоты, демонстрация трусиков невзначай. Разумеется, вы не обязаны этого делать, но если вы наклонитесь завязать шнурок, или сядете так, что будут видны ваши трусики, вас не осудят. Японцы — уж точно.
Так вот, трусики должны быть простые, «девочковые». Не стринги, не танга, не ещё какое-нибудь новейшее изобретение бельевой промышленности, а самые обыкновенные. Светлые.
Образ завершён. Теперь любой с первого взгляда узнает в вас игривую японскую школьницу.
Женщина-в-кимоно
Этот образ куда сложнее для создания, поскольку кимоно — одежда непростая. К примеру, в той же Японии уже не каждая женщина умеет его носить. Там даже существует профессия учителей ношения кимоно. Ношение женского кимоно сопровождается целым рядом правил. В зависимости от покроя и рисунка оно может быть прилично одной женщине и неприлично другой.
Например, юные девушки носят кимоно с удлинёнными рукавами, что символизирует чистоту. Но замужней, или просто пожившей женщине длинные рукава уже неприличны. А в зависимости от официальности обстановки прилично кимоно с рисунком только ниже талии, или же с рисунком в том числе и по рукавам.
Короче говоря, вы умеете надевать и носить смокинг? Я вот не умею. А кимоно — ещё сложнее и сейчас это одежда, в основном, для торжественных и официальных случаев.
Но есть и благая весть: существует такая одежда, как юката.
Юката, в отличие от кимоно, не облагается таким количеством ограничений, поскольку это простая домашняя одежда. Носится юката так же, как и кимоно, надевается так же, как и кимоно (ну, чуть-чуть попроще) и у нас, в России, люди, увидев вас в юката, скажут: «вот женщина в кимоно». Ну, нам ведь этого достаточно, верно? Между прочим, на иллюстрации избражено именно юката.
Что нам понадобится из одежды?
Нам понадобится, собственно, юката, понадобится пояс-оби, понадобится обувь. Традиционно это могут быть гэта — такие сандалии, похожие на вьетнамки, только с деревянной, или пластиковой подошвой. Но мы всё таки не совсем в Японии, поэтому роль гэта могут исполнить любые сандалии без каблука, максимально открывающие ступню. Это вполне допустимо.
Также, в зависимости от официальности, или неофициальности ситуации могут понадобиться, или не понадобиться таби. Ну что ж поделать, если японцы даже домашнюю одежду умудряются носить официально, или неофициально. Таби — это такие плотные белые «носки» по щиколотку с отдельным большим пальцем. Если вы используете в качестве обуви обычные сандалии, то таби можно заменить обычными белыми носками. Но если вы надели гэта и не хотите оставлять ступню обнажённой, то таби — обязательны. Обычный носок, надетый под гэта, категорически неприличен.
Всю эту одежду — юката, оби, таби и гэта — вполне можно недорого купить в России. Она и в самом деле недорога — это не шёлковое кимоно ручной раскраски, которое может стоить тысячи и тысячи денег. На этом этапе всё довольно просто, хотя есть нюанс, касающийся выбора размера юката.
Дело в том, что по размерам различаются лишь мужские юката. А женские, как и женское кимоно, регулируются по размеру уже в процессе надевания.
И вот с надеванием-то и начинаются главные сложности. Недостаточно просто запахнуть юката, как халат, обмотаться широким поясом и завязать его бантиком или даже просто закрепить булавками. Мы ведь играем всерьёз? Значит, и надевать юката будем всерьёз. И оби тоже будем завязывать по-настоящему.
Вообще-то, под юката может надеваться нижняя рубашка. Но может и не надеваться. Под юката допустимо вообще ничего не иметь, носить на голое тело. Из этого и будем исходить — сайт наш всё же околосексуальный, так что позволим себе такую игривость.
1. Надев на себя юката, расправляем рукава. Полы юката лежат на полу. Затем регулируется длина юката, оно подгибается в поясе таким образом, чтобы нижняя пола проходила примерно по середине пятки.
2. С сохранением подгиба в поясе запахивается сперва правая пола, затем левая. Запахивается кимоно или юката очень плотно, левой поле нужно уделить особое внимание: именно она будет прятать ваши ноги от посторонних глаз. Ноги женщины в кимоно не должны быть видны ни при каких обстоятельствах, возьмите это на заметку. Это поможет вам принять верный тон в играх.
Между прочим, не перепутайте полы — кимоно всегда запахивается направо. Запах налево делается на похоронах. На покойнике.
После запаха кимоно фиксируется шнурком по талии, под подгибом. Этот шнурок — ещё не оби, это кошихимо.
3. Туго зафиксировав кимоно на поясе, расправьте полы на груди. И левую, и правую. Особенно — правую. И за пазухой. И на спине.
Если вы вдруг надели под юката нижнюю рубашку, её ворот должен быть чуть-чуть виден. Тщательно расправив полы, фиксируйте кимоно ещё раз под грудью вторым кошихимо. На анимированной картинке показан специальный аксессуар, но мы рассматриваем простой вариант, поэтому — шнурок.
4. Зафиксировав кимоно или юката, тщательно расправьте подгиб. На нём не должно быть косых складок. Подтяните одежду на спине чуть назад: между воротником и шеей должен помещаться кулачок. И наконец кимоно окончательно фиксируется специальным шнуром датедзими.
Всё, кимоно надето. Если вы сделали всё правильно, то в нём можно ходить целый день и оно никуда не поползёт.
Настало время для обязательного декоративного аксессуара кимоно. Для оби.
В принципе, юката — не кимоно и для юката декоративный оби не строго обязателен. Также для юката не обязательно два кошихимо, можно обойтись одним на талии и одним датедзими. Это вариация одежды «бедненько, но чистенько».
Но всё же о завязывании оби необходимо рассказать, иначе рассказ будет очень и очень неполон.
Завязывание оби можно разделить на два «этапа». Первый — собственно завязывание. Второй — построение (иначе и не скажешь) декоративного банта.
Первый этап производится всегда одинаково:
Важно, чтобы витки оби лежали аккуратно и плотно один поверх другого, чтобы нижний виток не вылезал из-под верхнего. Ничего сложного.
А вот дальше начинается интересное: из двух концов творится завершающий декоративный бант. Ниже я приведу простые способы, не требующие дополнительных декоративных шнуров.
1.
2.
3.
Уф… С одеждой закончили.
Помните предыдущую статью? Я там говорил, в основном, о макияже и причёске. Можно предположить какой обширный и сложный материал будет дальше, да?
А вот и нет, а вот и не будет.
Потому, что к правильно надетому кимоно или юката вам вообще не понадобится эдакий супер-пупер-макияж. Достаточно обычного дневного.
А вот причёска по-настоящему важна. Для завершения убедительного и правдивого образа необходима правильная причёска. Впрочем, не пугайтесь: правильная причёска для кимоно — это вовсе не сложная традиционная конструкция, которую и сами-то японки предпочитали заменять париком.
Основное правило причёски для кимоно таково: причёска должна открывать шею и не должна закрывать сзади воротник.
Собственно, вот несколько примеров:
Ну, и осталось совсем чуть-чуть.
Осталось упомянуть, что по японским меркам привлекательность и сексуальность женщины располагаются выше бёдер. Что это значит для нас? Для нас это значит, что для убедительной стилизации под женщину-в-кимоно совсем не обязательно даже надевать ни кимоно, ни юката. Достаточно будет имитировать верхнюю часть ансамбля: широкий оби, рисующий прямые бока от бёдер до груди; запах на груди слева направо; открывающий шею ворот и открывающая же шею несложная причёска с украшениями. И теперь вы знаете что же и как нужно имитировать.
Вот и всё, в общем-то. Вы во всеоружии и готовы быть по-настоящему экзотичной.
Эта статья является отчасти компиляцией двух открытых интернет-источников:
Большое спасибо сайту yukatalism.com за анимированные уроки надевания кимоно. Также спасибо форуму портала «Миф», на котором я когда-то нашёл эти уроки.
За фотографии причёсок «под кимоно» спасибо пользователю Живого Журнала zajcev-ushastyj
Alek Zander